Панк-рок (англ. Punk rock) — жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х гг. в США и Великобритании, в котором сочетались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и наглость раннего рок-н-ролла. К 1977 году панк-рок — благодаря своей скандальности — был одним из самых заметных явлений в рок-музыке и культуре в принципе, в Великобритании и США. Со временем жанр породил множество разновидностей и до сих пор продолжает притягивать множество молодых исполнителей.


Панк-рок исполняется в быстром темпе, треки редко длятся больше двух минут, аккомпанимент прост, вокал аггресивен и нарочито не проффесионален, при этом мелодии приятны и запоминаемы. Тексты проникнуты нигилизмом и социально-политической тематикой. В каждой разновидности панк-рока имеются свои индивидуальные уклоны. Идеология субкультуры это – эпатаж, хулиганство и общий нонконформизм.
Панк-рок как и субкультура панка сформировались почти одновременно в середине 1970-х гг. в США и Великобритании. В стилистическом плане к тому времени уже была музыка, которая вполне могла относиться к панк-року, несмотря на то, что была сиграна в иной музыкальной манере и настроении. Имеются в виду первые альбомы Velvet Underground (именно там играл Лу Рид) и Stooges, руководимые Игги Попом. С точки зрения чисто музыкального формата звучание панк-рока некоторыми специалистами отслеживается вплоть до песни Kinks «You Really Got Me» 1964 года.
Панк выделяется в отдельное направление в середине 1970-х. Первой заметной американскими панк-группами были нью-йоркские Ramones, New York Dolls, в Великобритании — Sex Pistols. Примеру этих групп последовало большое количество молодых коллективов. В то время как в США панк был сенсацией андеграунда, полномасштабным общественным феноменом панк стал в Великобритании, где он расценивался как реальная угроза благополучию истеблишмента. Некоторые молодые группы весьма близко копировали Sex Pistols, однако многие нашли своё, оригинальное звучание (Buzzcocks, Clash, художественные эксперименты групп Wire и Joy Division).
На протяжении своей истории, панк получил огромное колличество музыкальных направлений и идеологических отвитвлений. Это в первую очередь ранний панк – 77 punk, anarcho-punk, art-punk, grunge (Nirvana), crust-punk, street-punk (Discipline), punk’n'roll, pop-punk (Blink 182), post-punk (Radiohead, Muse), ska-punk (Less Than Jake, Ska-P, Kemuri), skate-punk (Millencolin и CKY), horror-punk (Misfits), stright edge punk (sum41)
Стилистически, как и культурно панк является прорывом, т.к. именно панки первыми взяли за идею нигелизм, при том в таокой форме, что это буквально за два года взбудоражило мировую мораль. Несмотря на то что панк как стиль очень разветвился и одни панки уже не очень-то похожи на других, общее настроение вполне читабельно. Ранние панки носили отрепья, мужчины носили женскую одежду, женщины мужскую. Актуальны были кожаные куртки и пальто, узкие джинсы и кожаная обувь, часто докерские , ботинки. Яркими приметами «панк-стиля» были черная кожа и камуфляж, сетка и винил, эпатирующие надписи на футболках, специально разорванная одежда. Весь стиль был протестом против буржуазного общества, стремящегося к комфорту, материальным ценностям и сохранению традиций. Чем хуже выглядела одежда, тем это было лучше. Именно панки принесли в моду рваную джинсу. Так же был актуален пирсинг, правда он сильно отличался от современного понятия, это были гвозди, швейные иглы, булавки и прочий хлам. Панки женского пола носили мини-юбки с черными колготками и леггинсы с туфлями на каблуках-стилетах. «Панк-стиль» использовал и элементы фетишизма и садомазохизма. После хиппи именно субкультура панков оказала наиболее существенное влияние на моду, хотя была полной противоположностью движению хиппи. В качестве “домашних любимцев” были избраны серые крысы, которых водили на цепочках оторваных от бачков общественных сартиров. И конечно же шокирующие тогдашних буржуа прически, позаимствованные у индейцев племени Ирокез. Уже в 1976 г. итальянское издание «Vogue» отвело несколько страниц антимоде панков — их черным одеждам и агрессивным аксессуарам.
В панке есть одна фигура, вызывающая невероятную массу эмоций, королева панка – Её Высочество Вивьен Вествуд. Вествуд первой сделала себе ежик из обесцвеченных перекисью водорода волос — сей агрессивный причесон станет «фирменной маркой» панков всего мира (будущей королеве панков на тот момент исполнилось 29 лет). Это она первой надругалась над классической белой футболкой — оторвала рукава, распорола плечевые швы и связала лоскуты узлом на спине. Она первой придумала эти безумные одеяния — цепи и ошейники, разодранные штаны, майки с провокационными лозунгами и рисунками (тексты придумывал Макларен). Самым скандальным их творением стала майка с портретом английской королевы, чьи губы были проколоты английской же булавкой. Вествуд не делала моду — она первой создала стиль улицы, а то что именно это и есть мода, стало ясно позже. Их с Маклареном магазин «Секс» превратился в Мекку панков, их «лицом» стала группа Sex Pistols. При этом Вествуд совершенно не считала себя не только гениальным модельером, но модельером вообще: «Пока Sex Pistols и панк-рок были так популярны, я и не думала о себе как о модельере. Мы просто открыли магазин, где впервые попытались делать одежду для парней, играющих такую музыку, и их подружек». В том, что Вествуд все-таки кое-что смыслит в искусстве создания одежды, она сама убедилась лишь в 1981-м, когда на лондонский подиум вышла ее первая коллекция «Пираты».
Гранж удержал из идеологии панка 70-х протест против капиталистической культуры. Но смягчив стиль, до “небрежности”, гранжеры как бы сообщали: “нам так похеру на ваши капиталы, что мы даже протестовать будем мягко”. Джинсы, футболки, рубашки, кеды, главное не чистые и не новые, а в принципе очень просто. Современные же панки (Pop Punk, Skate Punk и др.) сохранили лишь очертания образа и отдельные элементы одежды. Протест уже не так актуален, просто прияно быть причастным к субкультуре с такой богатой историей.
Влияние панка на моду и современную культуру, вряд ли можно переоценить. Достаточно посмотреть на подиумы или офисных работников едущих на работу с едва намеченным ирокезом, так гармонирующим с серым костюмом от Воронина и Toyota Auris. Сейчас можно смело сказать, что панк полностью поглощен масс культурой, но его влияние на столько сильно, что теперь все стали немного панками, другого выхода не осталось.